Право граждан Российской Федерации на образование не зависит от наличия аккаунта на Госуслугах
Региональные диагностические работы (РДР), осуществляемые в образовательной отрасли по Подмосковному региону, регулируются рядом нормативно-правовых актов. Проведение РДР возможно как на бумажном, так и в электронном формате. Законодательство регламентирует, что право граждан Российской Федерации на образование не должно зависеть от того, есть ли у человека запись на портале Госуслуг или нет.
Какие акты регулируют вопросы, связанные с РДР по Московской области?
Аспекты осуществления этих работ рассматриваются в следующих НПА:
-
распоряжение Минобразования по Подмосковью №Р-45 от 20 января 2023 года, утверждающее правила оценивания в отношении учащихся общеобразовательных учреждений по региону;
-
распоряжение Минобразования №Р-878, раскрывающее правила реализации РДР для общеобразовательных учреждений Подмосковья в 2023-2024 гг.;
-
распоряжение Минобразования №Р-76.
В разделе 3 распоряжения №Р-45 сказано, что РДР могут проходить как на бумажном, так и в электронном формате, а также в смешанном виде. Если в ходе работ предлагается альтернатива в виде их осуществления в онлайн-форме, выбор конкретного варианта остается за самим общеобразовательным учреждением.
В каждой конкретной параллели можно применять лишь один формат, не допускается, например, чтобы часть учеников потока работали на бумаге, а другие — с использованием цифровых средств. Подобное требование может поставить под удар право на среднее общее образование, например, если в классе, где для обучения требуется регистрация на «Школьном портале», есть ученики, не располагающие подобной технической возможностью.
Какие электронные средства используются в образовательных учреждениях?
Начиная с 1 сентября 2023 года все средние школы, расположенные в Подмосковье, были переведены на новый тип электронного журнала. Ранее использовался сервис «Школьный журнал», теперь для проставления оценок и мониторинга успеваемости применяется «Московская электронная школа», сокращенно МЭШ. В таблице ниже представлены особенности нового ресурса.
Характеристика |
Значение |
Страница для авторизации в сервисе |
|
Варианты входа |
|
Как гласит Конституция РФ, каждый имеет право на образование вне зависимости от материального положения, социального статуса, места проживания, возраста и других факторов. Именно поэтому законодательно предусмотрено несколько способов авторизации в МЭШ. Такое решение направлено на соблюдение требования, закрепленного в ч. 1 ст. 43 Конституции, согласно которому доступ к получению образования должен быть равнозначным и не имеющим каких-либо препятствий.
Возможные затруднения
Если граждане отказываются от автоматизированного алгоритма обработки персональной информации, ими не должно быть утрачено право на образование, и государственная образовательная политика обязана учитывать этот момент. Не все обучающиеся желают пользоваться сайтом Госуслуг, не у всех есть такая возможность, поэтому принуждение к созданию аккаунта и авторизации через портал является незаконным.
Отдельно следует рассмотреть ст. 5 ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года. Этот нормативно-правовой акт, регламентирующий образовательную отрасль в РФ, сообщает, что каждому человеку гарантируется право на получение образования. На него не должны влиять следующие факторы:
-
идентификация по расовому или национальному признаку;
-
пол;
-
родной язык;
-
имущественное положение;
-
социальный статус;
-
географическое положение;
-
религиозные убеждения;
-
общественное положение;
-
иные характеристики.
В государственных учреждениях Российской Федерации реализуется право на получение основного образования на бесплатной основе. Процесс должен осуществляться с учетом требований, зафиксированных стандартами дошкольного, начального, основного и среднего общеобразовательного уровня. Также стандартизация затрагивает вопросы среднего профессионального обучения.
П. 6 ч. 3 ст. 28 ФЗ №273 гласит, что в образовательном учреждении не должны нарушаться права и свободы учеников, их представителей (родителей, опекунов, иных взрослых), а также персонала самой организации. По этой причине нельзя допускать, чтобы решение о регистрации на Госуслугах принималось под давлением, поскольку это нарушает конституционные права как обучающихся, так и родителей и преподавателей.
Смотрите так-же: юридическое сопровождение бизнеса