Телефонный спам в виде автоматизированных или операторских обзвонов, рассылки сообщений через SMSи мессенджеры – крайне раздражающее явление. Иногда оно настолько надоедает, что хочется привлечь спамера к ответственности за спам-звонки, взыскать с него компенсацию за причинённый моральный вред. Тем более, что сумма взысканий по административным статьям обычно начинается от 100 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения – от 150 тысяч. Насколько это реально? Увы, весьма затруднительно.
По каким законам телефонные спамеры, осуществляющие CMC-рассылку без согласия абонента, несут ответственность?
№152-ФЗ «О персональных данных» |
№126-ФЗ «О связи» |
№38-ФЗ «О рекламе» |
Незаконное использование персональных данных, в т.ч. номера телефона, имени и т.д. |
Использование телекоммуникаций в незаконных целях. |
Массовое распространение рекламы без согласия на то получателя. |
При этом возбуждение административного дела по факту рассылки голосового или текстового спама затруднительно по ряду причин:
· обзвон или рассылка осуществляется не рекламодателем, а рекламораспространителем, то есть посредником – и фигурантом дела будет именно он;
· реальные номера телефонных спамеров практически неуловимы – они подменяются с использованием технологий IP-телефонии;
· некоторые звонки объективно не могут расцениваться как спам — в частности, если гражданин устно выразил согласие на прослушивание информации.
По факту, ответственность за телефонные звонки с назойливой рекламой должен нести рекламораспространитель, но его практически невозможно установить. В частности, он должен проверять легитимность использования базы рассылки или прозвона. При этом само рекламное сообщение содержит информацию только о рекламодателе, который, по факту, ответственности за спам не несёт.
Судебной практикой, однако, созданы прецеденты, при которых граждане получили компенсацию морального вреда, полученного вследствие назойливой телефонной рекламы (спама). Такие решения были вынесены в Санкт-Петербурге (16 июля 2012 года, дело №33-9187) и Новосибирске (10 декабря 2015 года, дела №№33-10601/2015, 33-2034/2015).
Следовательно, определённые судебные перспективы у дел против телефонных спамеров имеются – и за СМС-рассылку к ответственности можно привлечь. Особенно, если найдётся возможность определить оператора рассылки или прозвона.
преимущества
актуальными знаниями в различных
отраслях права и экономики, владеющий
современными управленческими
технологиями.
соответствующие ожиданиям
клиентов и позволяющие успешно
работать в конкурентной среде.
транспортной развязкой (МЦК, метро,
автомобильный и городской транспорт),
к нам легко добраться практически из
любой точки города.
сотрудничества
в офисе либо дистанционно.
все современные формы оплаты.
площадках
15 июня 2024