Гражданин купил квартиру у третьего лица, который, в свою очередь, приобрел ее у продавца, не согласовавшего продажу с бывшей супругой.
Бывшая супруга оспорила сделку своего бывшего мужа и вернула право на половину квартиры, несмотря на добросовестность последнего покупателя.
Суды сослались на то, что имущество выбыло из владения сособственницы помимо ее воли, что считается основанием для его истребования.
КС признал оспариваемую норму, примененную в данной деле, конституционной.
Вместе с тем, суд отметил, что пункт 1 ст. 302 ГК РФ не предполагает истребования жилого помещения у добросовестного приобретателя, который купил его у третьего лица, полагаясь на данные ЕГРН, и в установленном законом порядке зарегистрировал возникшее у него право собственности, тогда как бывшая супруга продавца не контролировала свое имущество и своевременно не оформила свое право собственности на него.
При таком бездействии квартира не могла считаться выбывшей из ее владения помимо ее воли.
Неблагоприятные последствия сделки нельзя возлагать на добросовестного покупателя.
Гражданин, приобретший жилое помещение у третьего лица, во всяком случае обладает меньшими возможностями по оценке соответствующих рисков, чем бывший супруг — участник общей совместной собственности. При этом права такого бывшего супруга могут быть защищены путем предъявления требований к другому бывшему супругу, совершившему отчуждение общего имущества без его согласия
Решения по делу гражданина (добросовестного покупателя), вынесенные на основании п. 1 ст. 302 ГК РФ в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в установленном порядке.
(Постановление от 13 июля 2021 года N 35-П)