В Госдуму внесены законопроекты (№ 17357-8, № 17358-8) об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте
В связи с этим следует особо обратить внимание на следующее:
1. QR-код законодательно не предусмотрен, он запатентован как способ цифровой маркировки товара.
2. Законодательно не закреплена обязанность граждан получать QR-коды на интернет-сайте Госуслуг. Техническая, физическая, географическая и физиологическая возможность для этого отсутствует у огромного числа граждан, проживающих в разных условиях, местностях и социальных ситуациях, тем самым граждане искусственно ставятся в неравноправное положение. (ст. 136 УКРФ «Нарушение равенства прав граждан»).
3. Ни один гражданин не обязан иметь при себе смартфон для хранения QR кодов и их предоставления по требованию неопределенного круга, включая их требования по ношению и сверке данных паспорта и QR кода. (ст. 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств», содержащих QR код)
4. Принуждение граждан к публичной демонстрации своего QR кода подпадает под признаки состава преступлений: ст. 137 УК РФ «Нарушения неприкосновенности частной жизни», ст.148 УК РФ «Нарушения права на свободу совести», ст. 13 закона № 323-ФЗ «Нарушения врачебной тайны».
5. Принудительное приравнивание человека к товару, идентифицируемому QR кодом, содержит признаки ст. 282 УК РФ «Унижения человеческого достоинства».
6. Официальное навязывание гражданам QR кодов – ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», ст. 330 УК РФ «Самоуправство».
7. Оборот у частных операторов сведений о наличии или отсутствии вакцинации является разглашением врачебной тайны и персональных данных всего населения России, что противоречит закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
8. Введение региональными властями обязательного присвоения гражданам QR кодом, ограничения прав по признаку наличия или отсутствия QR кода противоречит ст. 19, 23, 24, 27, 55 Конституции РФ.