В суд обратились собственники квартир многоквартирного дома с иском к управляющей компании (УК) в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию общего имущества.
Суд удовлетворил исковые требования, однако отказал во взыскании с УК штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
В обоснование отказа Кассационный суд указал, что истцы не обращались в адрес ответчика с претензией о возврате им уплаченных денежных средств, в то время как штраф взыскивается только за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Верховный Суд РФ не согласился с позицией нижестоящего суда, поскольку из закона не следует, что требование потребителя, неисполнение которого в добровольном порядке влечет взыскание штрафа, обязательно должно быть досудебным или внесудебным.
Кроме того, ВС РФ отметил, что ответчик в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал и требования потребителей добровольно им исполнены не были.
Истцы неоднократно обращались к ответчику с другими требованиями – о проведении ремонтных работ общего имущества и перерасчете платы за содержание жилого помещения.
ВС РФ отменил в соответствующей части кассационное определение и оставил в силе акты судов первой и апелляционной инстанций, признавших обоснованным требование о взыскании штрафа.
(Определение Верховного Суда РФ от 29 июня 2021 г. № 56-КГ21-7-К9).