Начиная с 01.01.2021 кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды обязаны организовать взаимодействие с финомбудсменом.
Потребители финансовых услуг (физические лица, являющиеся стороной договора или в пользу которых заключен договор, либо которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (далее — потребитель) до предъявления в суд иска с требованиями к финансовым организациям на сумму, не выше 500 т00 рублей, теперь должны предварительно обращаться за разрешением спора к финомбудсмену.
Обращения потребителей рассматриваются финомбудсменом безвозмездно в заочной форме в следующие сроки:
— в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — при направлении обращения потребителем;
— в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, — при направлении обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации.
Решение финомбудсмена вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.
При несогласии с решением финомбудсмена потребитель вправе в течение 30 рабочих дней после дня его вступления в силу обратиться в суд с требованием к фин. организации, являвшимся предметом рассмотрения финомбудсмена.
Указанные сроки могут быть восстановлены судом в случае их пропуска по уважительной причине.
Для финансовой организации решение омбудсмена является обязательным и может быть исполнено принудительно (через службу судебных приставов).
(Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ)