Конституцией Российской Федерации в статье 72 определен перечень вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.
Так, в Земельный кодекс РФ введена норма, которая предоставляет многодетным семьям право получить бесплатно в собственность земельный участок.
Федеральным законом от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) дополнена пунктом 5 следующего содержания в абзаце 3 (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ):
«Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса».
Так, в подпункте 6 ст. 39.5 ЗК РФ в качестве меры социальной поддержки для многодетных семей закреплено право граждан, имеющим трех и более детей, на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
И в этой же статье 39.5 ЗК РФ указано, что условия и порядок такого предоставления земли устанавливаются законами субъекта РФ.
Многие субъекты России приняли соответствующие законы, и, более того, даже начали выделять многодетным семьям земли.
К сожалению, город Москва как субъект РФ, имеющий особый статус города федерального значения, такую возможность многодетным семьям Москвы не предоставляет.
В сети Интернет есть множество ответов органов государственной власти, но все выводы из этих писем сводятся к одному – в Москве земель нет, многодетных семей много, а любое обязательство государства должно быть обеспечено необходимыми ресурсами (т.е. землей), да и вообще даже не определена структура, на которую возложены полномочия по приему заявлений о постановке граждан на учет в целях дальнейшего получения земли.
В соответствии с частью 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, и реализация гражданами, имеющими трех и более детей, права приобрести бесплатно земельный участок не может быть поставлена в зависимость от места их жительства.
Таким образом, ссылка местных властей на отсутствие на территории города Москвы соответствующих земель, из числа которых возможно предоставить гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка в собственность бесплатно, является несостоятельной и противоречащей федеральному законодательству.
Для подобных ситуаций сам Земельный кодекс РФ предусмотрел возможность безвозмездной передачи в собственность г. Москвы земельных участков, являющихся собственностью других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (например, из земель, находящихся на территории Московской области и сопредельных с ней областей).
Выходит, что многодетные семьи Москвы все-таки могут получить землю, но только в другом субъекте РФ, например в Московской и сопредельных с ней областях.
Теперь остается главный вопрос – когда же Москва, точнее Мосгордума, наконец примет закон, устанавливающий основания, условия, порядок предоставления земли, порядок учета очередников, определение органа, ответственного за предоставление земли, сроков предоставления и многие другие вопросы.
В настоящее время в законодательстве города Москвы имеется пробел, касающийся вопросов предоставления семьям, имеющим трех и более детей, земельного участка в собственность бесплатно.
О том, кто должен восполнить этот пробел, указано в статье 4 Закона города Москвы от 14.12.2001 № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы»
Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит:
— депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе,
— Мэру Москвы,
— Прокурору города Москвы,
— представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
— представительным органам местного самоуправления.
Право законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам их ведения принадлежит также:
— Председателю Московского городского суда,
— Председателю Арбитражного суда города Москвы,
— Уставному суду города Москвы,
— Уполномоченному по правам человека в городе Москве,
— Московской городской избирательной комиссии,
— а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, Совету муниципальных образований города Москвы.
Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.