В последнее время участились случаи звонков клиентам российских банков от сотрудников служб финансового мониторинга кредитных организаций.
В ходе таких звонков от граждан требуют предоставить отчет и различные документы по операциям по банковской карте, чаще всего за перевод на сумму в пределах 1000 рублей.
По информации «Известий» чаще всего звонки поступают из банков Бинбанк, Тинькофф-банк и Сбербанк. При этом не редко поступали угрозы о том, что в случае отказа предоставить документы в обоснование перевода карту могут заблокировать или вовсе аннулировать.
Еще 27.06.2018 Президент подписал Федеральный закон от № 167-ФЗ, которым внесены изменения в части противодействия хищению денежных средств в Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О национальной платежной системе».
Законом расширены полномочия банков, в том числе в части блокировки карт, электронных кошельков, мобильных приложений и электронных переводов со счетов клиента сроком до 2 дней в случае возникновения подозрений в мошеннических действиях и хищении средств.
Для подобной блокировки банковская операция должна обладать признаком сомнительности – когда предполагается, что перевод денежных средств осуществляется без согласия клиента.
Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента установлены Банком России в приказе от 27.09.2018 № ОД-2525 и размещены по адресу: http://www.cbr.ru/content/document/file/47786/priznaki_20180928.pdf.
Как выявлять такие операции каждый банк решает сам.
Далее банк согласно ч. 5.2 ст. 8 ФЗ «О национальной платежной системе» обязан предоставить клиенту информацию о совершении им подозрительной операции, о рекомендациях по снижению рисков мошеннических операций по счету, уточнит, согласен ли клиент на эту операцию, чтобы возобновить исполнение распоряжения, а затем разблокирует «клиент-банк» или карту. Так же банк поступит, если клиент не выйдет на связь и пройдет два рабочих дня со дня приостановки перевода.
В случае, если представитель банка требует от Вас каких-либо документов в подтверждение проведенной операции по счету и грозится заблокировать карту, Вы вправе обратиться с жалобой , а наши специалисты готовы оказать помощь в ее составлении.