Телефон:
+7(495)668-11-25
+7(495)504-37-97

Рeшите задачу:

Предлагаем Вашему вниманию беседу редактора нашего сайта с Владимиром Агибаловым, специалистом в сфере таможенного права.

Р: В последнее время Городской центр юридической поддержки и консалтинговых услуг (далее – ГЦЮПКУ) уделяет большое внимание оказанию юридической поддержки нашим клиентам при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. С чем это связано и почему нужно задуматься об этом?
В.А.: Любая предпринимательская деятельность в России, как и во всем мире, так или иначе связана с проведением экспортно-импортных операций. И даже те, кто не задумываются о таможне, продавая или используя в производстве импортные товары и  оборудование являются субъектом таможенных правоотношений!
Р: Что Вы имеете в виду?
В.А.:Например: Ваше ООО приобрело на внутреннем рынке товар иностранного производства. Все документы (накладная, счет-фактура) в порядке, деньги уплачены, товар проведен по бухгалтерии – казалось бы, живи и радуйся, но оказывается не все так гладко. Через некоторое время приходят сотрудники таможенных и (или) налоговых органов и в результате оказывается, что товар ввезен незаконно и может быть изъят с уплатой штрафов и необходимых платежей в бюджет государства из Вашего кармана. В этот момент продавца найти уже невозможно или он не собирается нести с вами субсидиарную ответственность. И все! Вы остаетесь один со своей бедой, начинаете обращаться к друзьям, коллегам, искать коррупционные выходы на сотрудников правоохранительных органов. Как правило, это заканчивается достаточно плачевно и во много раз дороже, чем действия, предпринимаемые в законном порядке. Наша компания знает как помочь в принципе невиновным людям выйти из этой ситуации с наименьшими затратами и предотвратить любую возможность ее возникновения, причем исключительно на основании действующего законодательства.
ГЦ: В прессе в последнее время освещается много скандальных историй с участием таможни, например, история с шубами, телефонами и т.д. Почему люди попадают в такие ситуации?
В.А.: Я уже называл эти причины. К сожалению, в нашей стране в этой области не создано цивилизованное правовое поле! Нет квалифицированных юристов и таможенных аудиторов, которые могли бы предупреждать таможенные правонарушения или на соревновательных принципах защищать интересы допустивших их лиц. Поэтому все предприниматели предпочитают договариваться с проверяющими сотрудниками на месте или через посредников, выходя за рамки закона! Все это приводит к неразберихе, мошенничеству, коррупции и подрыву авторитета власти!
ГЦ: А что предлагаете Вы?
В.А.: Наша фирма голосует за решение всех проблем в рамках правового поля! Для этого необходимы только специальные знания, высокий профессионализм и порядочность, и такие работники у нас есть.
ГЦ: Могли бы привести пример?
В.А.: В последнее время появилось много коммерческих организаций, представляющих информационно-аналитические услуги в таможенной сфере, используя при этом информационные системы таможенных органов. Открыто функционируют сайты предоставляющие данные из таможенных баз. Судя по этим сайтам всем желающим на коммерческой основе предлагается информация, составляющая коммерческую или налоговую тайны, а в случае с профилями рисков и информацию для служебного пользования! Если информация аутентична, то на лицо состав преступления по ст. 183 УК РФ, если нет, то по ст. 159 УК РФ. Таким образом, любое деяние этих фирм, в соответствии с заявленными услугами, априори содержит состав того или иного преступления. Кроме того, таможенные органы не имеют права на законных основаниях представлять этим фирмам указанную информацию, т.к. в соответствии со ст. 8 ТК ТС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза доступ к информации не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Под исключительными случаями здесь понимается информация о собственной деятельности, полученная на основании письменного запроса в таможенные органы в соответствии с ст. 100 ФЗ №311 «О таможенном регулировании в РФ».
Деятельность фирм предоставляющих недостоверную информацию или информацию, добытую незаконным путем, ставит под угрозу основные принципы информационной безопасности в правоохранительных органах, нанося огромный ущерб их репутации и государственной власти в целом! Кроме того, такая информация могла попасть в руки третьих лиц только из рук недобросовестных работников центрального аппарата ФТС России, причем имеющих специальный доступ и обязанных обеспечивать ее сохранность. Таких подразделений в ФТС России наверное не так уж много! Похоже, что такое положение вещей устраивает всех, в том числе и подразделения по борьбе с коррупцией в таможенных органах.
ГЦ: А как же это отражается на участниках ВЭД кроме нанесения им экономического ущерба, путем разглашения коммерческой тайны?
В.А.: Извлечение прибыли есть основа основ любого бизнеса. Но самое главное, что наносится и огромный ущерб государству! Ведь на любой контрабандный товар можно подобрать таможенную декларацию из купленной базы и указать ее в счете – фактуре. И тогда первичная проверка, попросту, не выявит никаких нарушений!
ГЦ: То есть таким путем можно легализовать любую контрабанду?
В принципе да, но только на первый взгляд. В результате этих действий возникает путаница в финансово-хозяйственно деятельности ООО, которая приводит к катастрофическим последствиям. Причем как правило, для законопослушных налогоплательщиков и добросовестных приобретателей!!!
ГЦ: И как с этим бороться законными методами, когда почти весь рынок около таможенных услуг находится за гранью закона?
В.А.: Конечно это очень трудная и неблагодарная в современных условиях работа. Но делать ее необходимо! И есть достойные примеры. Так например, в конце 2013 года с участием «Опоры России» и других представителей бизнес сообщества в ФТС России состоялась встреча, на которой обсуждалась возможность внесения изменений в ст. 100 ФЗ № 311 о возможности представлении таможенными органами информации, необходимой для проявления должной внимательности при работе с импортными товарами. При этом достоверная информация должна представляться таким способом и в таком виде, который полностью исключал бы возможность нарушения законодательства РФ. Мы выступаем за диалог с контролирующими органами, улучшение инвестиционного климата и поиска таких решений, которые давали бы добропорядочным предпринимателям возможность честно и безбоязненно вести законный бизнес.
ГЦ: Ваши рекомендации добропорядочным участникам ВЭД?
В.А.: Не гнаться за кажущейся дешевизной, ведь как известно скупой платит дважды! А за услугами в около таможенной сфере обращаться в фирмы, которые оптимизируют издержки только законным путем, дорожат своей репутацией и репутацией клиента.